Қазақша Русский English

Абдиев Кали Сеильбекович,

доктор педагогических наук, профессор, Проректор университета Туран

В 1985-1986 годы в СССР начались работы по внедрению курса информатики в среднюю школу, и в связи с новыми задачами были осуществлены преобразования и кафедра дифференциальных уравнений и вычислительной математики стала называться – информатики и ВТ, в последующем – информатики и прикладной математики. Под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Есена Ыкласовича Бидайбекова начались масштабные работы по внедрению информатики, подготовке и переподготовке учителей средних школ, изданию учебников и учебно-методических комплексов.

Физико-математический факультет начал осуществлять подготовку кадров по новым сдвоенным специальностям «Учитель математики и информатики», «Учитель физики и информатики». Были составлены новые учебные планы для этих специальностей, изменены учебные планы подготовки учителей и внедрены новые курсы: «Основы информатики и ВТ», «Техника вычислений и алгоритмизация», «Методика преподавания информатики», «Методы разработки и использования программных средств» и др. Для всех курсов были разработаны типовые и рабочие учебные программы, которые в последующем были опубликованы в виде сборника программ для педагогических вузов.

Как часть большого всесоюзного проекта были осуществлены переводы учебников и пособий для учителей информатики с русского на казахский язык. В частности, переведены пробные учебные пособие для 9 и 10 классов «Основы информатики вычислительной техники» (1985г, 1986г.) и пособия для учителей «Изучение основ информатики и вычислительной техники» в двух частях (1987г., 1988г.). Эти важные для школьной информатики книги в оригинале были изданы под редакцией А.П.Ершова и В.М.Монахова. В последующем работы по переводу учебников были продолжены, были изданы на казахском языке в 1990 году «Основы информатики и ВТ» (автор – Кушниренко А.Г.) и в 1994 г. «Методика преподавания информатики» (автор –Лапчик М.П., перевод К.С.Абдиева).

В 1986-1991 годы на кафедре проводились научно-исследовательские работы в рамках темы «Содержание, организация и методика изучения информатики и ВТ в средней школе и педвузах».

К.С.Абдиевым были подготовлены и изданы учебные пособия «Язык программирования Бейсик» (два издания – в 1990г. и 1993 г.), «Основы алгоритмизации» (совместно с Бекпатшаевым М.Ж., 1993г.), пособие для учителей «Программирование в системе IS-Бейсик». Эти пособия активно использовались в курсах информатики физико-математического факультета и сыграли важную роль в подготовке будущих учителей информатики.

В 1990 году был образован Региональный центр по проекту «Пилотные школы». Региональный центр был частью большого всесоюзного проекта по внедрению персональных компьютеров IBM и новых учебно-методических комплексов в учебный процесс средней школы. Проект был реализован в рамках соглашения «СССР-США: образование, наука и культура». Одной из целей проекта был перенос изучения курса информатики со старших классов в 8-9 классы общеобразовательной школы.

Опыт школ, включенных в проект, был распространен в другие общеобразовательные школы Казахстана, включая лицей при КазПИ, где курс информатики был внедрен в 8-11 классах. Опыт преподавания был использован при подготовке учебно-методических комплексов по информатике. В эти годы Абдиевым К.С. совместно со своими учениками были изданы методические пособия по различным разделам и темам школьного курса информатики: Практикум по программированию, Поурочные разработки по разделу «Основы алгоритмизации», Компьютермен танысу және алгоритдеу сабақтары, Компьютерлік модельдеу сабақтары, Телекоммуникация сабақтары.

В 1993 году была опубликована первая в Казахстане Программа вступительного экзамена по курсу информатики (Абдиев К.С., Бидайбеков Е.Ы., Рах С.В.). В 1997 году была опубликована вторая версия программы (Абдиев К.С., Бидайбеков Е.Ы.) и разработан первый тест по курсу информатики для вступительных экзаменов.

ПРОЕКТ «ПИЛОТНЫЕ ШКОЛЫ» КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Реализация проекта «Пилотные школы» направленного на внедрение новых информационных технологий в общеобразовательной средней школе была предусмотрена в Меморандуме «Культура, наука, образование: США - СССР», подписанном президентами двух стран в 1990 году. В рамках проекта планировалось осуществить поставку в 1000 школ Союза персональных компьютеров IBM PS/2 и на этой базе внедрить новый курс информатики. Для определения задач по реализации проекта в Казахстане был издан Приказ Министерства образования №224 от 8 мая 1991 года. Согласно приказу, было образовано два региональных центра проекта, которые должны были управлять реализацией проекта в своих регионах: для школ г.Алматы и Алматинской области – региональный центр при АГУ им. Абая; для школ Талдыкорганской и Семипалатинской области – центр при Талдыкорганском университете им. И.Джансугурова. С начала учебного года в штатное расписание 66 школ, участвующих в проекте, были введены должности менеджеров-информатизаторов, была поставлена задача перевода школьного курса информатики на уровень 8-9 классов. В региональных центрах проекта специальную подготовку прошли более 120 школьных учителей. Целью проведенных курсов была не только подготовка к обучению информатике, но и подготовка к использованию ИТ в своей повседневной профессиональной деятельности. В течение года была осуществлена поставка компьютеров во все 66 школ, причем гарантийное обслуживание осуществлялась с помощью фирмы IBM.

Программно-методические комплексы, предназначенные для преподавания нового курса информатики, были подготовлены в Компьютерном учебно-методическом, демонстрационном и издательском центре (КУДИЦ, г.Москва) и через региональные центры поставлялись в школы. Программы, предназначенные для использования в начальных уроках курса информатики «Знакомимся с компьютером» и «Компоненты компьютера» были переведены на казахский язык в региональном центре при АГУ им. Абая. По специальному заказу была разработана программа для использования букв казахского алфавита на экране и на принтере. Особенностью программы нового курса информатики было то, что в курсе не изучался язык программирования. Надо отметить, что изучение какого-либо языка программирования было основным содержанием всех курсов информатики, преподаваемых до этого в школах. Для использования по выбору и в качестве дополнения к основному курсу в проекте «Пилотные школы» предлагались специально разработанные учебные среды программирования Л-Граф (язык типа Лого), J-Lisp и МикроПаскаль. Для мотивации школьных учителей у творческой работе и чтобы была возможность разработки своих учебных программ школам были предложены инструментальные средства фирмы IBM Private Tutor и LinkWay. Эти средства разработаны на уровне доступном, не только для учителей информатики, но и для всех учителей-предметников.

Для обсуждения научно-методических, педагогических проблем, возникающих в связи с реализацией такого большого проекта в сентябре 1991 года в АГУ им. Абая, был проведен Международный симпозиум «Информационные технологии в образовании». В работе симпозиума участвовали специалисты со всего бывшего Союза, из зарубежных стран, фирмы IBM, которые поделились со своим опытом. Были продемонстрированы программы для обучения разным предметам, которые получили оценки со стороны практикующих учителей [1].

Очень важную роль в деле внедрения ИТ в учебно-воспитательный процесс и администрирование школы, а также руководства работой кабинета информатики сыграло включение в штатное расписание пилотных школ должности «менеджер-информатизатор». Стоит отметить, что такая должность была внедрена впервые в странах бывшего СССР. В семинаре, проведенном в региональном центре, были уточнены задачи этой должности, был составлен план выполнения экспериментальных работ в пилотных школах. Согласно решению семинара, было предложено назвать новую должность как «заместитель директора школы по информатизации учебного процесса». Это название более точно соответствовало работам, проводимым в школах, к тому же в приказе министерства указывалось, что должность соответствует уровню заместителя директора школы. В качестве задач заместителя директора школы по информатизации учебного процесса ставились:

  • в сотрудничестве в руководством школы, региональным центром проекта готовить школу к экспериментальным работам, выполнение организационных, методических требований проекта «Пилотные школы»; организация постоянно действующего совета по информатизации школы, обеспечить эффективное использование вычислительной техники; составление программы внедрения ИТ в учебно-воспитательный процесс школы, организация обучения учителей-предметников; организация обслуживания компьютеров и вспомогательных устройств;
  • изучение опыта других школ, ознакомление со своим опытом работы; разъяснение цели и задач проекта «Пилотные школы» другим школам; заключение договора с региональным центром, быть в постоянной связи с центром, своевременное получение программно-методических комплексов, установление связи по техническому обслуживанию; с целью совершенствования своего образования своевременно проходить курсы подготовки в региональном центре, участие в семинарах, конференциях и выставках.

В целом, для проведения работ по информатизации школы, рекомендовалось использовать ядро из четырех специалистов – заместитель директора, два учителя информатики и лаборант кабинета информатики. После утверждения вышеназванных уточненных задач во многих школах экспериментальная работа была развернута на достаточно высоком уровне. Опыт работы пилотных школ по внедрению нового курса информатики, информатизации школы обобщался в [2]. Об особенностях новой программы курса информатики для 8-9 классов общеобразовательных школ говорится в [3]. Приведем, здесь лишь состав Программно-методического комплекса №1 по курсу информатики 8-класса:

  1. Обучающая программа «Знакомимся с компьютером»,
  2. Обучающая программа «Компоненты компьютера»,
  3. Обучающая программа «Практикум по работе с клавиатурой»,
  4. Учебная компьютерная среда «Кенгуренок»,
  5. Учебная компьютерная среда «Пылесосик»,
  6. Первые уроки информатики. Руководство для учителя,
  7. Первые уроки информатики. Учебное пособие,
  8. Знакомство с ЭВМ. Справочное пособие, в 2-х частях.
  9. Основы алгоритмизации. Руководство для учителя,
  10. Основы алгоритмизации. Учебное пособие,

Такой набор программных и учебно-методических средств предназначался для преподавания курса информатики в первом полугодии 8-класса. Всего на изучение курса отводилось 119 часов в 8-9 классах.

В последующем опыт пилотных школ был распространен во многие школы Казахстана. Одним из первых школ, где внедрялся новый курс информатики, был лицей при АГУ им. Абая. Согласно учебному плану лицея информатика изучалась в 8-11 классах. В региональном центре проекта была составлена программа, учитывающая все особенности лицея, которая затем была реализована методистами центра и преподавателями кафедры информатики и прикладной математики. В результате большой работы, проведенной по постановке курса информатики для лицея был подготовлен учебно-методический комплекс, который издан под общей редакцией д.н.н, профессора Бидайбекова Е.Ы. и распространен среди специалистов [4,5,6,7]. Был обобщен также опыт работы по преподаванию информатики в лицее [8].

Инструментальные средства, приобретенные в рамках проекта, использовались также в преподавании разных курсов на кафедре информатики и прикладной математики. Так, со всеми учебными средами программирования знакомились студенты специальности «Информатика» при прохождении курса «Методика преподавания информатики» [9], Private Tutor использовался в курсе «Методы разработки и использование программных средств», а также при составлении различных программ по тестированию студентов [10].

В целом, в качестве достижений проекта «Пилотные школы» можно отметить следующее:

- был определен технологический путь выбора и распространения программно-методических комплексов, его особенности: поставка в школы только средств, прошедших апробацию, прохождение учителей через специальную подготовку для ознакомления с этими средствами, установление «обратной связи» для определения уровня использования средств в школе; был определен состав программно-методического комплекса, в него входят программы, методические и справочные средства для учителя, учебные пособия для учеников;

- доказано, что в настоящее время школьный курс информатики может стать основой ряда других предметов в этом направлении; общие характеристики таких предметов: общность методологии решения проблем сбора, обработки и передачи информации; направление работы с небольшими группами учеников; многообразие межпредметных связей;

- была разработана методика преподавания информатики в компьютерных классах пилотных школ; научно-методическое обоснование такой методики на уровне, достаточном для учета при разработке государственного стандарта курса информатики.

Таким образом, экспериментальные работы, проведенные в рамках проекта «Пилотные школы» позволили сделать шаг на новый этап в деле информатизации образования.

Использованная литература
  1. Көшіміз көлікті болсын. Қ.Әбдиевпен интервью. // Қазақстан мұғалімі, 1991, 4-қазан, №40.
  2. Қ.Әбдиев. Мектептерді информатикаландыру ісінде «Пилот мектептері» тәжірибесін тарату жолдары // Алматы ақшамы, 1996, 10-сәуір.
  3. Әбдиев Қ. Информатика курсы жаңа бағдарламасының ерекшеліктері // Информатика-физика-математика, 1996, №5, 57-61 б.
  4. Абдиев К.С., Буралкиева Г.М., Якупова А.Н. Практикум по программированию. Методическая разработка. АГУ им. Абая. – Алматы, 1996. 82 с.
  5. Әбдиев Қ.С., Сыдықов Б.С., Нурғалиева Д.К. Компьютермен танысу және алгоритмдеу сабақтары. Әдістемелік құрал. Абай атындағы АлМУ.–Алматы, 1997, 61 б.
  6. Әбдиев Қ.С., Смағұлова Л.А. Компьютерлік моделдеу сабақтары. Әдістемелік құрал. Абай атындағы АлМУ. – Алматы, 1999, 64 б.
  7. Әбдиев Қ.С., Ошанова Н.Т. Телекоммуникация сабақтары. Әдістемелік құрал. Абай атындағы ҚазҰПУ. – Алматы, 2005. – 40 бет.
  8. Қ.С.Әбдиев, Е.Ы.Бидайбеков, Д.К.Нұрғалиева Информатика курсын АлМУ лицейінде оқыту // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке / Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию Алматинского Государственного Университета имени Абая – Алматы, 1998, 121-б.
  9. Абдиев К.С. Использование учебных сред программирования в курсе методики преподавания информатики // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке / Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию Алматинского Государственного Университета имени Абая – Алматы, 1998.
  10. Абдиев К.С., Беркинбаев К.М. Использование инструментального средства Private Tutor для обучения методам тестирования // Новые технологии обучения и контроля знаний студентов / Материалы Республиканской межвузовской научно-методической конференции Ч. III – Алматы. КазНТУ, 1997, с. 148-153.





Сыдыков Бахыт Дикамбаевич,

Доктор педагогических наук, доцент Казахского Национального педагогического университета имени Абая

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ


С 1 сентября 1985 года информатика (а точнее – «Основы информатики и вычислительной техники», ОИВТ) стала обязательным предметом во всех общеобразовательных школах.

В рамках курса изучались:

Теория информации;

Элементы математической логики;

Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;

Архитектура и компоненты ЭВМ;

Основы алгоритмизации, построение блок-схем;

Основы программирования и написания программ.

Использовались в учебном процессе четыре учебника, составленных разными авторскими коллективами:

  • учебник, Основы информатики и вычислительной техники. Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. / A. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с. ил.

В этом учебном пособии даны первоначальные сведения об ЭВМ, их устройстве и применении, о подготовке решения задач на ЭВМ с помощью алгоритмов. В конце каждого параграфа приводятся вопросы для повторения теории и упражнения. Пособие рассчитано для использования учащимися средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, средних общеобразовательных школ.

  • учебник, написанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина (победитель проведенного в 1987 году конкурса); преподавание ОИВТ должно решать триединую задачу: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся - умения читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ
  • учебник ОИВТ А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедева, Р.А. Сворена – основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашается развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов
  • учебник А.Г. Гейна, В.Г. Житомирского, Е.В. Линецкого, М.В. Сапира, В.Ф. Шолоховича. Основной целью курса является обучение школьников решению жизненных задач с помощью ЭВМ; широко используются межпредметные связи, демонстрируется роль информатики как универсального инструментария для решения задач из различных предметных областей.

Все эти учебники для средних учебных заведений с казахским языком обучения параллельно использовались в учебном процессе. Их пероводили на казахский язык видные ученые и преподаватели вузов РК. А именно Бидайбеков Е.Ы., Абдиев К.С., Бурибаев Б., Накесбеков Б.К., Мадиярова Г., Ермеков Н.Ти др.

В КазНПУ им.Абая работал центр по переподготовке учителей информатики по проекту «Пилотные школы» (1991-2000гг.). По программе обучения использовались ППО(прикладные программные обеспечения) предназначенные для обучения школьников 8-10 классов средних школ.

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.

Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.

Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных.

В настоящее время учебники информатки для удобство обучения школьников предоставлены электронном виде. Курс информатики преподаются с 1-го по 11 классы. В рамках курса изучаются такие современные разделы:

Ақпарат және ақпараттық үдерістер, Программалау, Ақпараттық-коммуникациялық технологиялар, Біздің өміріміздегі роботтар, Компьютерлік желілер мен ақпараттық қауіпсіздік, Деректерді ұсыну, Алгоритмдеу және программалау, Веб жобалау, Ақпараттық жүйелер, Жасанды интеллект, Аппараттық жасақтама, Заттар интернеті, Бұлттық технологиялар, 3D-модельдеу, Мобильді қосымшалар, IT Startup, Цифрлық сауаттылық.

Авторами учебников по информатике для школ Казахстана является ученые, преподаватели и учителя школ. А именно:

  1. 1-сынып. Цифрлық сауаттылық. А.Е.Сағымбаева, М.А.Ермухамбетова
  2. 3-сынып, АКТ. Көпеева, ИКТ. 3-класс. Кадыркулов. Рус, Цифровая грамотность. ИКТ. 3-класс. Кадыркулов. рус
  3. 4-сынып. АКТ. Көпеева, ИКТ. Копеева Г.рус.
  4. 5-сынып. Информатика. Копеева Г., 5-класс. Информатика. Копеева Г.(рус), 5-класс. Информатика. Мухамбетжанова С.(рус), 5-класс.Вирджиния Эванс, Дженни Дулей (англ.)
  5. 6-сынып. Информатика. Мухамбетжанова С.,Тен А.,Кыдырбек О., 6-сынып. Информатика. Салғараева Г.Илясова Г., Маханова А. (каз)

    6-класс. Информатика. Мухамбетжанова С.Тен А.,Кыдырбек О., 6-класс. Информатика. Салғараева Г. Илясова Г., Маханова А.(рус)

  6. 7-сынып. Информатика. Мухамбетжанова С., Тен А., Исабаева Д., Сербин В.

    7-сынып. Информатика. Кадыркулов Р., Рыскулбекова А.

    7-класс. Информатика. Мухамбетжанова С., Тен А., Исабаева Д., Сербин В.(рус)

    7-класс. Информатика.. Кадыркулов Р., Рыскулбекова А. (рус)

  7. 8-сынып. Информатика. Мухамбетжанова С., Тен А., Маликова Н.

    8-сынып. Информатика. Салғараева Г.Бекежанова А., Базаева Ж.

    8-класс. Информатика.. КадыркуловР.,Нурмуханбетова Г. (рус)

  8. 9-сынып. Информатика. Кадыркулов Р., Рыскулбекова А.
  9. 10-сынып. Информатика. Кадыркулов Р., Рыскулбекова А.
  10. 11-сынып. Информатика. В.Г.Архипова, Р.Г.Амдамова, Н.К.Беристемова, К.Б.Кадыркунов.

35-летнее историческое становление школьной информатики прошло несколько этапов. Содержание учебников по информатике для студентов стремительно менялось в соответствии с современными требованиями. При подготовке учебников и программ школьной информатики немало работ вышеназванных и неназванных казахстанских авторов. В этой связи следует отметить, что преподаватели кафедры информатики и информатизации образования Казахского национального педагогического университета имени Абая вносят весомый вклад в разработку школьных учебников по информатике.