доктор педагогических наук, профессор, Проректор университета Туран
В 1985-1986 годы в СССР начались работы по внедрению курса информатики в среднюю школу, и в связи с новыми задачами были осуществлены преобразования и кафедра дифференциальных уравнений и вычислительной математики стала называться – информатики и ВТ, в последующем – информатики и прикладной математики. Под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Есена Ыкласовича Бидайбекова начались масштабные работы по внедрению информатики, подготовке и переподготовке учителей средних школ, изданию учебников и учебно-методических комплексов.
Физико-математический факультет начал осуществлять подготовку кадров по новым сдвоенным специальностям «Учитель математики и информатики», «Учитель физики и информатики». Были составлены новые учебные планы для этих специальностей, изменены учебные планы подготовки учителей и внедрены новые курсы: «Основы информатики и ВТ», «Техника вычислений и алгоритмизация», «Методика преподавания информатики», «Методы разработки и использования программных средств» и др. Для всех курсов были разработаны типовые и рабочие учебные программы, которые в последующем были опубликованы в виде сборника программ для педагогических вузов.
Как часть большого всесоюзного проекта были осуществлены переводы учебников и пособий для учителей информатики с русского на казахский язык. В частности, переведены пробные учебные пособие для 9 и 10 классов «Основы информатики вычислительной техники» (1985г, 1986г.) и пособия для учителей «Изучение основ информатики и вычислительной техники» в двух частях (1987г., 1988г.). Эти важные для школьной информатики книги в оригинале были изданы под редакцией А.П.Ершова и В.М.Монахова. В последующем работы по переводу учебников были продолжены, были изданы на казахском языке в 1990 году «Основы информатики и ВТ» (автор – Кушниренко А.Г.) и в 1994 г. «Методика преподавания информатики» (автор –Лапчик М.П., перевод К.С.Абдиева).
В 1986-1991 годы на кафедре проводились научно-исследовательские работы в рамках темы «Содержание, организация и методика изучения информатики и ВТ в средней школе и педвузах».
К.С.Абдиевым были подготовлены и изданы учебные пособия «Язык программирования Бейсик» (два издания – в 1990г. и 1993 г.), «Основы алгоритмизации» (совместно с Бекпатшаевым М.Ж., 1993г.), пособие для учителей «Программирование в системе IS-Бейсик». Эти пособия активно использовались в курсах информатики физико-математического факультета и сыграли важную роль в подготовке будущих учителей информатики.
В 1990 году был образован Региональный центр по проекту «Пилотные школы». Региональный центр был частью большого всесоюзного проекта по внедрению персональных компьютеров IBM и новых учебно-методических комплексов в учебный процесс средней школы. Проект был реализован в рамках соглашения «СССР-США: образование, наука и культура». Одной из целей проекта был перенос изучения курса информатики со старших классов в 8-9 классы общеобразовательной школы.
Опыт школ, включенных в проект, был распространен в другие общеобразовательные школы Казахстана, включая лицей при КазПИ, где курс информатики был внедрен в 8-11 классах. Опыт преподавания был использован при подготовке учебно-методических комплексов по информатике. В эти годы Абдиевым К.С. совместно со своими учениками были изданы методические пособия по различным разделам и темам школьного курса информатики: Практикум по программированию, Поурочные разработки по разделу «Основы алгоритмизации», Компьютермен танысу және алгоритдеу сабақтары, Компьютерлік модельдеу сабақтары, Телекоммуникация сабақтары.
В 1993 году была опубликована первая в Казахстане Программа вступительного экзамена по курсу информатики (Абдиев К.С., Бидайбеков Е.Ы., Рах С.В.). В 1997 году была опубликована вторая версия программы (Абдиев К.С., Бидайбеков Е.Ы.) и разработан первый тест по курсу информатики для вступительных экзаменов.
Реализация проекта «Пилотные школы» направленного на внедрение новых информационных технологий в общеобразовательной средней школе была предусмотрена в Меморандуме «Культура, наука, образование: США - СССР», подписанном президентами двух стран в 1990 году. В рамках проекта планировалось осуществить поставку в 1000 школ Союза персональных компьютеров IBM PS/2 и на этой базе внедрить новый курс информатики. Для определения задач по реализации проекта в Казахстане был издан Приказ Министерства образования №224 от 8 мая 1991 года. Согласно приказу, было образовано два региональных центра проекта, которые должны были управлять реализацией проекта в своих регионах: для школ г.Алматы и Алматинской области – региональный центр при АГУ им. Абая; для школ Талдыкорганской и Семипалатинской области – центр при Талдыкорганском университете им. И.Джансугурова. С начала учебного года в штатное расписание 66 школ, участвующих в проекте, были введены должности менеджеров-информатизаторов, была поставлена задача перевода школьного курса информатики на уровень 8-9 классов. В региональных центрах проекта специальную подготовку прошли более 120 школьных учителей. Целью проведенных курсов была не только подготовка к обучению информатике, но и подготовка к использованию ИТ в своей повседневной профессиональной деятельности. В течение года была осуществлена поставка компьютеров во все 66 школ, причем гарантийное обслуживание осуществлялась с помощью фирмы IBM.
Программно-методические комплексы, предназначенные для преподавания нового курса информатики, были подготовлены в Компьютерном учебно-методическом, демонстрационном и издательском центре (КУДИЦ, г.Москва) и через региональные центры поставлялись в школы. Программы, предназначенные для использования в начальных уроках курса информатики «Знакомимся с компьютером» и «Компоненты компьютера» были переведены на казахский язык в региональном центре при АГУ им. Абая. По специальному заказу была разработана программа для использования букв казахского алфавита на экране и на принтере. Особенностью программы нового курса информатики было то, что в курсе не изучался язык программирования. Надо отметить, что изучение какого-либо языка программирования было основным содержанием всех курсов информатики, преподаваемых до этого в школах. Для использования по выбору и в качестве дополнения к основному курсу в проекте «Пилотные школы» предлагались специально разработанные учебные среды программирования Л-Граф (язык типа Лого), J-Lisp и МикроПаскаль. Для мотивации школьных учителей у творческой работе и чтобы была возможность разработки своих учебных программ школам были предложены инструментальные средства фирмы IBM Private Tutor и LinkWay. Эти средства разработаны на уровне доступном, не только для учителей информатики, но и для всех учителей-предметников.
Для обсуждения научно-методических, педагогических проблем, возникающих в связи с реализацией такого большого проекта в сентябре 1991 года в АГУ им. Абая, был проведен Международный симпозиум «Информационные технологии в образовании». В работе симпозиума участвовали специалисты со всего бывшего Союза, из зарубежных стран, фирмы IBM, которые поделились со своим опытом. Были продемонстрированы программы для обучения разным предметам, которые получили оценки со стороны практикующих учителей [1].
Очень важную роль в деле внедрения ИТ в учебно-воспитательный процесс и администрирование школы, а также руководства работой кабинета информатики сыграло включение в штатное расписание пилотных школ должности «менеджер-информатизатор». Стоит отметить, что такая должность была внедрена впервые в странах бывшего СССР. В семинаре, проведенном в региональном центре, были уточнены задачи этой должности, был составлен план выполнения экспериментальных работ в пилотных школах. Согласно решению семинара, было предложено назвать новую должность как «заместитель директора школы по информатизации учебного процесса». Это название более точно соответствовало работам, проводимым в школах, к тому же в приказе министерства указывалось, что должность соответствует уровню заместителя директора школы. В качестве задач заместителя директора школы по информатизации учебного процесса ставились:
В целом, для проведения работ по информатизации школы, рекомендовалось использовать ядро из четырех специалистов – заместитель директора, два учителя информатики и лаборант кабинета информатики. После утверждения вышеназванных уточненных задач во многих школах экспериментальная работа была развернута на достаточно высоком уровне. Опыт работы пилотных школ по внедрению нового курса информатики, информатизации школы обобщался в [2]. Об особенностях новой программы курса информатики для 8-9 классов общеобразовательных школ говорится в [3]. Приведем, здесь лишь состав Программно-методического комплекса №1 по курсу информатики 8-класса:
Такой набор программных и учебно-методических средств предназначался для преподавания курса информатики в первом полугодии 8-класса. Всего на изучение курса отводилось 119 часов в 8-9 классах.
В последующем опыт пилотных школ был распространен во многие школы Казахстана. Одним из первых школ, где внедрялся новый курс информатики, был лицей при АГУ им. Абая. Согласно учебному плану лицея информатика изучалась в 8-11 классах. В региональном центре проекта была составлена программа, учитывающая все особенности лицея, которая затем была реализована методистами центра и преподавателями кафедры информатики и прикладной математики. В результате большой работы, проведенной по постановке курса информатики для лицея был подготовлен учебно-методический комплекс, который издан под общей редакцией д.н.н, профессора Бидайбекова Е.Ы. и распространен среди специалистов [4,5,6,7]. Был обобщен также опыт работы по преподаванию информатики в лицее [8].
Инструментальные средства, приобретенные в рамках проекта, использовались также в преподавании разных курсов на кафедре информатики и прикладной математики. Так, со всеми учебными средами программирования знакомились студенты специальности «Информатика» при прохождении курса «Методика преподавания информатики» [9], Private Tutor использовался в курсе «Методы разработки и использование программных средств», а также при составлении различных программ по тестированию студентов [10].
В целом, в качестве достижений проекта «Пилотные школы» можно отметить следующее:
- был определен технологический путь выбора и распространения программно-методических комплексов, его особенности: поставка в школы только средств, прошедших апробацию, прохождение учителей через специальную подготовку для ознакомления с этими средствами, установление «обратной связи» для определения уровня использования средств в школе; был определен состав программно-методического комплекса, в него входят программы, методические и справочные средства для учителя, учебные пособия для учеников;
- доказано, что в настоящее время школьный курс информатики может стать основой ряда других предметов в этом направлении; общие характеристики таких предметов: общность методологии решения проблем сбора, обработки и передачи информации; направление работы с небольшими группами учеников; многообразие межпредметных связей;
- была разработана методика преподавания информатики в компьютерных классах пилотных школ; научно-методическое обоснование такой методики на уровне, достаточном для учета при разработке государственного стандарта курса информатики.
Таким образом, экспериментальные работы, проведенные в рамках проекта «Пилотные школы» позволили сделать шаг на новый этап в деле информатизации образования.
Использованная литератураDoctor of pedagogical Sciences, associate Professor of Abay Kazakh National pedagogical University
As part of the course, the following subjects were studied:
Elements of mathematical logic;
Main features of the computer and their application options;
The architecture and components of computer;
Foundations of algorithms, construction of block diagrams;
Basics of programming and writing programs.as become a mandatory subject in all secondary schools.
As part of the course, the following subjects were studied:
Four textbooks compiled by different groups of authors were used in the educational process:
This tutorial provides initial information about computers, their design and application, and how to prepare solutions to computer problems using algorithms. At the end of each paragraph, questions are provided for repeating the theory and exercises. The manual is intended for use by students of secondary special educational institutions, vocational schools, and secondary schools.
All these textbooks for secondary schools with the Kazakh language of instruction were used in parallel in the educational process. They were introduced to the Kazakh language by prominent scientists and University teachers of the Republic of Kazakhstan. Namely Bidaibekov E. S., Abdiev, K. S., B. Buribayev, Nakisbekov B. K., Madyarova G., Ermekov N. Ti etc.
In the Abay Kazakh national pedagogical University worked as a center for retraining of computer science teachers under the project "Pilot schools" (1991-2000). the training program used PPO (applied software) designed for teaching students in grades 8-10 of secondary schools.
The 1985 computer science course remained virtually unchanged for almost 15 years. Meanwhile, the world around us has become quite different during this time – and school computer science also needed changes.
Since about two thousand years, computer science began to expand its presence in the school curriculum, it began to be studied from grade 7, starting with one hour a week, and in the ninth for two. Thus, the total number of hours has increased significantly, while the program has not changed significantly. Teachers now have the opportunity to delve into the teaching material and pay more attention to practice.
One of the main innovations in the subject (which by that time was called differently-"Information and communication technologies", ICT) was just these very communications, that is, local and global means of data transmission.
Currently, computer science textbooks for the convenience of teaching students are provided in electronic form. Computer science courses are taught from grades 1 to 11. The course covers the following modern sections:
Aqparat jáne aqparattyq úderister, Programmalaý, Aqparattyq-komýnıkasıalyq tehnologıalar, Bizdiń ómirimizdegi robottar, Kompúterlik jeliler men aqparattyq qaýipsizdik, Derekterdi usyný, Algorıtmdeý jáne programmalaý, Veb jobalaý, Aqparattyq júıeler, Jasandy ıntellekt, Aparattyq jasaqtama, Zattar ınterneti, Bulttyq tehnologıalar, 3D-modeldeý, Mobıldi qosymshalar, IT Startup, Sıfrlyq saýattylyq.
The authors of textbooks on computer science for schools in Kazakhstan are scientists, teachers and school teachers. Namely:
6-klass. Informatıka. Mýhambetjanova S.Ten A.,Kydyrbek O., 6-klass. Informatıka. Salǵaraeva G. Ilásova G., Mahanova A.(rýs)
7-synyp. Informatıka. Kadyrkýlov R., Ryskýlbekova A.
7-klass. Informatıka. Mýhambetjanova S., Ten A., Isabaeva D., Serbın V.(rýs)
7-klass. Informatıka.. Kadyrkýlov R., Ryskýlbekova A. (rýs)
8-synyp. Informatıka. Salǵaraeva G.Bekejanova A., Bazaeva J.
8-klass. Informatıka.. Kadyrkýlovr.,Nýrmýhanbetova G. (rýs)
35-year historical formation of school Informatics has passed several stages. The content of computer science textbooks for students changed rapidly in accordance with modern requirements. When preparing textbooks and school computer science programs, there are many works by the above-mentioned and unnamed Kazakh authors. In this regard, it should be noted that teachers of the Department of Informatics and Informatization of education of the Abay Kazakh national pedagogical University make a significant contribution to the development of school textbooks on computer science.
Almaty, st. Tole bi, 86 |
© KazNPU them. Abaya 2020 |