Қазақша Русский English

Абдиев Кали Сеильбекович,

доктор педагогических наук, профессор, Проректор университета Туран

В 1985-1986 годы в СССР начались работы по внедрению курса информатики в среднюю школу, и в связи с новыми задачами были осуществлены преобразования и кафедра дифференциальных уравнений и вычислительной математики стала называться – информатики и ВТ, в последующем – информатики и прикладной математики. Под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Есена Ыкласовича Бидайбекова начались масштабные работы по внедрению информатики, подготовке и переподготовке учителей средних школ, изданию учебников и учебно-методических комплексов.

Физико-математический факультет начал осуществлять подготовку кадров по новым сдвоенным специальностям «Учитель математики и информатики», «Учитель физики и информатики». Были составлены новые учебные планы для этих специальностей, изменены учебные планы подготовки учителей и внедрены новые курсы: «Основы информатики и ВТ», «Техника вычислений и алгоритмизация», «Методика преподавания информатики», «Методы разработки и использования программных средств» и др. Для всех курсов были разработаны типовые и рабочие учебные программы, которые в последующем были опубликованы в виде сборника программ для педагогических вузов.

Как часть большого всесоюзного проекта были осуществлены переводы учебников и пособий для учителей информатики с русского на казахский язык. В частности, переведены пробные учебные пособие для 9 и 10 классов «Основы информатики вычислительной техники» (1985г, 1986г.) и пособия для учителей «Изучение основ информатики и вычислительной техники» в двух частях (1987г., 1988г.). Эти важные для школьной информатики книги в оригинале были изданы под редакцией А.П.Ершова и В.М.Монахова. В последующем работы по переводу учебников были продолжены, были изданы на казахском языке в 1990 году «Основы информатики и ВТ» (автор – Кушниренко А.Г.) и в 1994 г. «Методика преподавания информатики» (автор –Лапчик М.П., перевод К.С.Абдиева).

В 1986-1991 годы на кафедре проводились научно-исследовательские работы в рамках темы «Содержание, организация и методика изучения информатики и ВТ в средней школе и педвузах».

К.С.Абдиевым были подготовлены и изданы учебные пособия «Язык программирования Бейсик» (два издания – в 1990г. и 1993 г.), «Основы алгоритмизации» (совместно с Бекпатшаевым М.Ж., 1993г.), пособие для учителей «Программирование в системе IS-Бейсик». Эти пособия активно использовались в курсах информатики физико-математического факультета и сыграли важную роль в подготовке будущих учителей информатики.

В 1990 году был образован Региональный центр по проекту «Пилотные школы». Региональный центр был частью большого всесоюзного проекта по внедрению персональных компьютеров IBM и новых учебно-методических комплексов в учебный процесс средней школы. Проект был реализован в рамках соглашения «СССР-США: образование, наука и культура». Одной из целей проекта был перенос изучения курса информатики со старших классов в 8-9 классы общеобразовательной школы.

Опыт школ, включенных в проект, был распространен в другие общеобразовательные школы Казахстана, включая лицей при КазПИ, где курс информатики был внедрен в 8-11 классах. Опыт преподавания был использован при подготовке учебно-методических комплексов по информатике. В эти годы Абдиевым К.С. совместно со своими учениками были изданы методические пособия по различным разделам и темам школьного курса информатики: Практикум по программированию, Поурочные разработки по разделу «Основы алгоритмизации», Компьютермен танысу және алгоритдеу сабақтары, Компьютерлік модельдеу сабақтары, Телекоммуникация сабақтары.

В 1993 году была опубликована первая в Казахстане Программа вступительного экзамена по курсу информатики (Абдиев К.С., Бидайбеков Е.Ы., Рах С.В.). В 1997 году была опубликована вторая версия программы (Абдиев К.С., Бидайбеков Е.Ы.) и разработан первый тест по курсу информатики для вступительных экзаменов.

ПРОЕКТ «ПИЛОТНЫЕ ШКОЛЫ» КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Реализация проекта «Пилотные школы» направленного на внедрение новых информационных технологий в общеобразовательной средней школе была предусмотрена в Меморандуме «Культура, наука, образование: США - СССР», подписанном президентами двух стран в 1990 году. В рамках проекта планировалось осуществить поставку в 1000 школ Союза персональных компьютеров IBM PS/2 и на этой базе внедрить новый курс информатики. Для определения задач по реализации проекта в Казахстане был издан Приказ Министерства образования №224 от 8 мая 1991 года. Согласно приказу, было образовано два региональных центра проекта, которые должны были управлять реализацией проекта в своих регионах: для школ г.Алматы и Алматинской области – региональный центр при АГУ им. Абая; для школ Талдыкорганской и Семипалатинской области – центр при Талдыкорганском университете им. И.Джансугурова. С начала учебного года в штатное расписание 66 школ, участвующих в проекте, были введены должности менеджеров-информатизаторов, была поставлена задача перевода школьного курса информатики на уровень 8-9 классов. В региональных центрах проекта специальную подготовку прошли более 120 школьных учителей. Целью проведенных курсов была не только подготовка к обучению информатике, но и подготовка к использованию ИТ в своей повседневной профессиональной деятельности. В течение года была осуществлена поставка компьютеров во все 66 школ, причем гарантийное обслуживание осуществлялась с помощью фирмы IBM.

Программно-методические комплексы, предназначенные для преподавания нового курса информатики, были подготовлены в Компьютерном учебно-методическом, демонстрационном и издательском центре (КУДИЦ, г.Москва) и через региональные центры поставлялись в школы. Программы, предназначенные для использования в начальных уроках курса информатики «Знакомимся с компьютером» и «Компоненты компьютера» были переведены на казахский язык в региональном центре при АГУ им. Абая. По специальному заказу была разработана программа для использования букв казахского алфавита на экране и на принтере. Особенностью программы нового курса информатики было то, что в курсе не изучался язык программирования. Надо отметить, что изучение какого-либо языка программирования было основным содержанием всех курсов информатики, преподаваемых до этого в школах. Для использования по выбору и в качестве дополнения к основному курсу в проекте «Пилотные школы» предлагались специально разработанные учебные среды программирования Л-Граф (язык типа Лого), J-Lisp и МикроПаскаль. Для мотивации школьных учителей у творческой работе и чтобы была возможность разработки своих учебных программ школам были предложены инструментальные средства фирмы IBM Private Tutor и LinkWay. Эти средства разработаны на уровне доступном, не только для учителей информатики, но и для всех учителей-предметников.

Для обсуждения научно-методических, педагогических проблем, возникающих в связи с реализацией такого большого проекта в сентябре 1991 года в АГУ им. Абая, был проведен Международный симпозиум «Информационные технологии в образовании». В работе симпозиума участвовали специалисты со всего бывшего Союза, из зарубежных стран, фирмы IBM, которые поделились со своим опытом. Были продемонстрированы программы для обучения разным предметам, которые получили оценки со стороны практикующих учителей [1].

Очень важную роль в деле внедрения ИТ в учебно-воспитательный процесс и администрирование школы, а также руководства работой кабинета информатики сыграло включение в штатное расписание пилотных школ должности «менеджер-информатизатор». Стоит отметить, что такая должность была внедрена впервые в странах бывшего СССР. В семинаре, проведенном в региональном центре, были уточнены задачи этой должности, был составлен план выполнения экспериментальных работ в пилотных школах. Согласно решению семинара, было предложено назвать новую должность как «заместитель директора школы по информатизации учебного процесса». Это название более точно соответствовало работам, проводимым в школах, к тому же в приказе министерства указывалось, что должность соответствует уровню заместителя директора школы. В качестве задач заместителя директора школы по информатизации учебного процесса ставились:

  • в сотрудничестве в руководством школы, региональным центром проекта готовить школу к экспериментальным работам, выполнение организационных, методических требований проекта «Пилотные школы»; организация постоянно действующего совета по информатизации школы, обеспечить эффективное использование вычислительной техники; составление программы внедрения ИТ в учебно-воспитательный процесс школы, организация обучения учителей-предметников; организация обслуживания компьютеров и вспомогательных устройств;
  • изучение опыта других школ, ознакомление со своим опытом работы; разъяснение цели и задач проекта «Пилотные школы» другим школам; заключение договора с региональным центром, быть в постоянной связи с центром, своевременное получение программно-методических комплексов, установление связи по техническому обслуживанию; с целью совершенствования своего образования своевременно проходить курсы подготовки в региональном центре, участие в семинарах, конференциях и выставках.

В целом, для проведения работ по информатизации школы, рекомендовалось использовать ядро из четырех специалистов – заместитель директора, два учителя информатики и лаборант кабинета информатики. После утверждения вышеназванных уточненных задач во многих школах экспериментальная работа была развернута на достаточно высоком уровне. Опыт работы пилотных школ по внедрению нового курса информатики, информатизации школы обобщался в [2]. Об особенностях новой программы курса информатики для 8-9 классов общеобразовательных школ говорится в [3]. Приведем, здесь лишь состав Программно-методического комплекса №1 по курсу информатики 8-класса:

  1. Обучающая программа «Знакомимся с компьютером»,
  2. Обучающая программа «Компоненты компьютера»,
  3. Обучающая программа «Практикум по работе с клавиатурой»,
  4. Учебная компьютерная среда «Кенгуренок»,
  5. Учебная компьютерная среда «Пылесосик»,
  6. Первые уроки информатики. Руководство для учителя,
  7. Первые уроки информатики. Учебное пособие,
  8. Знакомство с ЭВМ. Справочное пособие, в 2-х частях.
  9. Основы алгоритмизации. Руководство для учителя,
  10. Основы алгоритмизации. Учебное пособие,

Такой набор программных и учебно-методических средств предназначался для преподавания курса информатики в первом полугодии 8-класса. Всего на изучение курса отводилось 119 часов в 8-9 классах.

В последующем опыт пилотных школ был распространен во многие школы Казахстана. Одним из первых школ, где внедрялся новый курс информатики, был лицей при АГУ им. Абая. Согласно учебному плану лицея информатика изучалась в 8-11 классах. В региональном центре проекта была составлена программа, учитывающая все особенности лицея, которая затем была реализована методистами центра и преподавателями кафедры информатики и прикладной математики. В результате большой работы, проведенной по постановке курса информатики для лицея был подготовлен учебно-методический комплекс, который издан под общей редакцией д.н.н, профессора Бидайбекова Е.Ы. и распространен среди специалистов [4,5,6,7]. Был обобщен также опыт работы по преподаванию информатики в лицее [8].

Инструментальные средства, приобретенные в рамках проекта, использовались также в преподавании разных курсов на кафедре информатики и прикладной математики. Так, со всеми учебными средами программирования знакомились студенты специальности «Информатика» при прохождении курса «Методика преподавания информатики» [9], Private Tutor использовался в курсе «Методы разработки и использование программных средств», а также при составлении различных программ по тестированию студентов [10].

В целом, в качестве достижений проекта «Пилотные школы» можно отметить следующее:

- был определен технологический путь выбора и распространения программно-методических комплексов, его особенности: поставка в школы только средств, прошедших апробацию, прохождение учителей через специальную подготовку для ознакомления с этими средствами, установление «обратной связи» для определения уровня использования средств в школе; был определен состав программно-методического комплекса, в него входят программы, методические и справочные средства для учителя, учебные пособия для учеников;

- доказано, что в настоящее время школьный курс информатики может стать основой ряда других предметов в этом направлении; общие характеристики таких предметов: общность методологии решения проблем сбора, обработки и передачи информации; направление работы с небольшими группами учеников; многообразие межпредметных связей;

- была разработана методика преподавания информатики в компьютерных классах пилотных школ; научно-методическое обоснование такой методики на уровне, достаточном для учета при разработке государственного стандарта курса информатики.

Таким образом, экспериментальные работы, проведенные в рамках проекта «Пилотные школы» позволили сделать шаг на новый этап в деле информатизации образования.

Использованная литература
  1. Көшіміз көлікті болсын. Қ.Әбдиевпен интервью. // Қазақстан мұғалімі, 1991, 4-қазан, №40.
  2. Қ.Әбдиев. Мектептерді информатикаландыру ісінде «Пилот мектептері» тәжірибесін тарату жолдары // Алматы ақшамы, 1996, 10-сәуір.
  3. Әбдиев Қ. Информатика курсы жаңа бағдарламасының ерекшеліктері // Информатика-физика-математика, 1996, №5, 57-61 б.
  4. Абдиев К.С., Буралкиева Г.М., Якупова А.Н. Практикум по программированию. Методическая разработка. АГУ им. Абая. – Алматы, 1996. 82 с.
  5. Әбдиев Қ.С., Сыдықов Б.С., Нурғалиева Д.К. Компьютермен танысу және алгоритмдеу сабақтары. Әдістемелік құрал. Абай атындағы АлМУ.–Алматы, 1997, 61 б.
  6. Әбдиев Қ.С., Смағұлова Л.А. Компьютерлік моделдеу сабақтары. Әдістемелік құрал. Абай атындағы АлМУ. – Алматы, 1999, 64 б.
  7. Әбдиев Қ.С., Ошанова Н.Т. Телекоммуникация сабақтары. Әдістемелік құрал. Абай атындағы ҚазҰПУ. – Алматы, 2005. – 40 бет.
  8. Қ.С.Әбдиев, Е.Ы.Бидайбеков, Д.К.Нұрғалиева Информатика курсын АлМУ лицейінде оқыту // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке / Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию Алматинского Государственного Университета имени Абая – Алматы, 1998, 121-б.
  9. Абдиев К.С. Использование учебных сред программирования в курсе методики преподавания информатики // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке / Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию Алматинского Государственного Университета имени Абая – Алматы, 1998.
  10. Абдиев К.С., Беркинбаев К.М. Использование инструментального средства Private Tutor для обучения методам тестирования // Новые технологии обучения и контроля знаний студентов / Материалы Республиканской межвузовской научно-методической конференции Ч. III – Алматы. КазНТУ, 1997, с. 148-153.





Sydyqov Baqyt Dıkambaıuly,

Doctor of pedagogical Sciences, associate Professor of Abay Kazakh National pedagogical University

HISTORY OF SCHOOL INFORMATICS FORMATION


Since September 1, 1985, computer science (or rather,"Fundamentals of computer science and engineering", FCSE) Information theory;

As part of the course, the following subjects were studied:

Elements of mathematical logic;

Main features of the computer and their application options;

The architecture and components of computer;

Foundations of algorithms, construction of block diagrams;

Basics of programming and writing programs.as become a mandatory subject in all secondary schools.

As part of the course, the following subjects were studied:

Four textbooks compiled by different groups of authors were used in the educational process:

  • Ispolzovalıs v ýchebnom prosese chetyre ýchebnıka, sostavlennyh raznymı aýchebnık, Osnovy ınformatıkı ı vychıslıtelnoı tehnıkı. Prob. ýcheb. posobıe dlá sred. ýcheb. zavedenıı. V 2-h ch. / A. P. Ershov, V. M. Monahov, S. A. Beshenkov ı dr. - M.: Prosveshenıe, 1985. - 96 s.vtorskımı kollektıvamı:

This tutorial provides initial information about computers, their design and application, and how to prepare solutions to computer problems using algorithms. At the end of each paragraph, questions are provided for repeating the theory and exercises. The manual is intended for use by students of secondary special educational institutions, vocational schools, and secondary schools.

  • a textbook written by the author's team under the leadership of V. A. Kaimin (winner of the competition held in 1987); teaching OIVT should solve a three-pronged task: the formation of computer literacy, logical thinking and information culture of students-the ability to read and write, count and draw, as well as search for information using a computer
  • textbook OIVT A. G. Kushnirenko, G. V. Lebedev, R. A. Svoren-the main goal of teaching computer science in secondary schools proclaims the development of operational (algorithmic) thinking of students. The Central concept of the course is algorithms, and the main content of the training activity is the compilation and analysis of algorithms
  • textbook by A. G. Gein, V. G. Zhytomyr, E. V. Linetsky, M. V. Sapir, V. F. Sholokhovich. The main goal of the course is to teach students to solve life problems using a computer; intersubject connections are widely used, and the role of computer science as a universal tool for solving problems from various subject areas is demonstrated.

All these textbooks for secondary schools with the Kazakh language of instruction were used in parallel in the educational process. They were introduced to the Kazakh language by prominent scientists and University teachers of the Republic of Kazakhstan. Namely Bidaibekov E. S., Abdiev, K. S., B. Buribayev, Nakisbekov B. K., Madyarova G., Ermekov N. Ti etc.

In the Abay Kazakh national pedagogical University worked as a center for retraining of computer science teachers under the project "Pilot schools" (1991-2000). the training program used PPO (applied software) designed for teaching students in grades 8-10 of secondary schools.

The 1985 computer science course remained virtually unchanged for almost 15 years. Meanwhile, the world around us has become quite different during this time – and school computer science also needed changes.

Since about two thousand years, computer science began to expand its presence in the school curriculum, it began to be studied from grade 7, starting with one hour a week, and in the ninth for two. Thus, the total number of hours has increased significantly, while the program has not changed significantly. Teachers now have the opportunity to delve into the teaching material and pay more attention to practice.

One of the main innovations in the subject (which by that time was called differently-"Information and communication technologies", ICT) was just these very communications, that is, local and global means of data transmission.

Currently, computer science textbooks for the convenience of teaching students are provided in electronic form. Computer science courses are taught from grades 1 to 11. The course covers the following modern sections:

Aqparat jáne aqparattyq úderister, Programmalaý, Aqparattyq-komýnıkasıalyq tehnologıalar, Bizdiń ómirimizdegi robottar, Kompúterlik jeliler men aqparattyq qaýipsizdik, Derekterdi usyný, Algorıtmdeý jáne programmalaý, Veb jobalaý, Aqparattyq júıeler, Jasandy ıntellekt, Aparattyq jasaqtama, Zattar ınterneti, Bulttyq tehnologıalar, 3D-modeldeý, Mobıldi qosymshalar, IT Startup, Sıfrlyq saýattylyq.

The authors of textbooks on computer science for schools in Kazakhstan are scientists, teachers and school teachers. Namely:

  1. 1-synyp. Sıfrlyq saýattylyq. A.E.Saǵymbaeva, M.A.Ermýhambetova
  2. 3-synyp, AKT. Kópeeva, IKT. 3-klass. Kadyrkýlov. Rýs, Sıfrovaıa gramotnos. IKT. 3-klass. Kadyrkýlov. rýs
  3. 4-synyp. AKT. Kópeeva, IKT. Kopeeva G.rýs.
  4. 5-synyp. Informatıka. Kopeeva G., 5-klass. Informatıka. Kopeeva G.(rýs), 5-klass. Informatıka. Mýhambetjanova S.(rýs), 5-klass.Vırdjınıa Evans, Djennı Dýleı (angl.)
  5. 6-synyp. Informatıka. Mýhambetjanova S.,Ten A.,Kydyrbek O., 6-synyp. Informatıka. Salǵaraeva G.Ilásova G., Mahanova A. (kaz)

    6-klass. Informatıka. Mýhambetjanova S.Ten A.,Kydyrbek O., 6-klass. Informatıka. Salǵaraeva G. Ilásova G., Mahanova A.(rýs)

  6. 7-synyp. Informatıka. Mýhambetjanova S., Ten A., Isabaeva D., Serbın V.

    7-synyp. Informatıka. Kadyrkýlov R., Ryskýlbekova A.

    7-klass. Informatıka. Mýhambetjanova S., Ten A., Isabaeva D., Serbın V.(rýs)

    7-klass. Informatıka.. Kadyrkýlov R., Ryskýlbekova A. (rýs)

  7. 8-synyp. Informatıka. Mýhambetjanova S., Ten A., Malıkova N.

    8-synyp. Informatıka. Salǵaraeva G.Bekejanova A., Bazaeva J.

    8-klass. Informatıka.. Kadyrkýlovr.,Nýrmýhanbetova G. (rýs)

  8. 9-synyp. Informatıka. Kadyrkýlov R., Ryskýlbekova A.
  9. 10-synyp. Informatıka. Kadyrkýlov R., Ryskýlbekova A.
  10. 11-synyp. Informatıka. V.G.Arhıpova, R.G.Amdamova, N.K.Berıstemova, K.B.Kadyrkýnov.

35-year historical formation of school Informatics has passed several stages. The content of computer science textbooks for students changed rapidly in accordance with modern requirements. When preparing textbooks and school computer science programs, there are many works by the above-mentioned and unnamed Kazakh authors. In this regard, it should be noted that teachers of the Department of Informatics and Informatization of education of the Abay Kazakh national pedagogical University make a significant contribution to the development of school textbooks on computer science.